Гераклит: всё течет, все меняется
Редакция Puzzle BrainОписание
Гераклит Эфесский* - философ VI-V вв. до н.э., которого хронологически можно отнести к досократикам, но по своему образу мысли и сущности учения нам скорее стоит считать его одиночкой.
*В античное время к имени подобно нашей современной фамилии добавлялась производная от места рождения, напр. Гераклит Эфесский, Пифагор Самосский, Демокрит Абдерский, Аристотель Стагирский и пр., и только имена афинских по рождению философов употребляются без географических маркеров, например, Сократ, Платон.
Гераклит и сам считал себя одиночкой. Являясь потомком царского рода, он добровольно отказался от власти и, по свидетельствам античного историка философии Диогена Лаэртского, “удалился и стал жить в горах, питаясь быльём и травами”.
Он не признавал учителей и не следовал ничьим традициям, не считал себя продолжателем мыслей других школ, и вообще утверждал, что до любого понимания можно дойти только длительным внутренним размышлением, достать его из глубин своего сознания и самостоятельно открыть для себя.
“Многознание уму не научает”, - таким изречением философ выразил бесполезность хаотичной начитанности без порождения собственных мыслей. В современных условиях “копипаста” это выражение не потеряло своей актуальности, ведь мы порой совсем не думаем сами, а только вбрасываем в ходе ведения беседы беспорядочные отрывки чужих мыслей.
Вполне естественно, что утверждая самостоятельное рождение мыслей, Гераклит никого не учил и не открывал учебные заведения подобно своим современникам, например, Академия Платона или Ликей Аристотеля.
Его воззрения дошли до нас в виде фрагментов писаний, состоящих преимущественно из метафорических высказываний, расплывчатых образов и намёков, которые можно интерпретировать многозначно, а понять зачастую практически невозможно. За такую туманность своих высказываний Гераклит при жизни был назван современниками “Тёмным”.
Сократ после прочтения сочинений Гераклита выразился: “Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком*”.
*Ныряльщики на острове Делос погружались на дно морей для добычи жемчуга. Так философ оценил глубину мысли, постижение которой недоступно простому обывателю, так сказать, с наскока.
Коль уж “умнейший из людей” Сократ не всё понял в учениях Гераклита, нам, конечно, сложно претендовать на глубинное понимание, но давайте попробуем достать несколько жемчужин и составить своё представление о взглядах “тёмного философа”.
Самое известное выражение Гераклита о мире мы как будто знали всегда, но может быть, не задумывались откуда оно и о чём: “Всё течет, всё меняется”. У этого изречения есть и продолжение: “И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот”. Впоследствии мы стали употреблять его в вариации: “В одну реку не войти дважды”.
В этом суждении скрывается рассмотрение мира как непрерывного процесса становления, перехода всего сущего из одного состояния в другое. С этой точки зрения можно посмотреть на любой объект как живого, так и неживого мира.
Человек с каждым мгновением изменяется: сердце изнашивается с каждым ударом либо же наоборот тренируется и крепнет, клетки кожи отмирают и регенерируются, каждая новая мысль изменяет мозг на физиологическом уровне (по количеству и силе нейронных связей) и каждое новое умозаключение изменяет сознание на мировоззренческом (меняет наши взгляды на жизнь и, как следствие, поведение).
В постоянном преобразовании находится и неживой мир: звезды меняют температуру, расширяются или сжимаются, скалы стираются в песок силой волны, состав атмосферы изменяется непрерывно с каждым вздохом любого из существ и пр.
Каждое мгновение уникально в своей комбинации свойств и состояний и не повторится уже никогда, а мир есть цепочка из таких переходных мгновений. А была ли у этой цепочки точка отсчёта?
“Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.”
По Гераклиту, верному своей туманной образности, первооснова всего - огонь, и всё, что есть в мире, произошло из огня. Метафорично, что из всех известных нам стихий огонь - наиболее подвижная и непостоянная. Можете ли Вы представить себе остановившийся статичный огонь? Подобно огню, циклически затухающему и разгорающемуся вновь, в постоянных преобразованиях находится и гераклитовский мир.
Огонь, согласно Гераклиту, вечен и самодостаточен.
Это самореализующаяся сила, действующая по высшему закону разума, который Гераклит называл “Логосом”.
Древнегреческое слово “logos” - имеет множество значений: слово, мысль, речь, закон, причина, знание, наука и другие. Вероятно, Гераклит в свой “Логос” вкладывал совокупность всех возможных смыслов и даже нечто большее, как мы бы сейчас сказали, Вселенский Разум, а языком более ранних периодов - Бог.
Божественная суть всего сущего, вселенский закон выражается в постоянной борьбе противоположностей. Чем больше противоположности расходятся, тем выше вражда между ними, и из этой борьбы рождается всё многообразие мира совершенная гармония.
“Война есть отец всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными.”
Слово “война” стоит воспринимать метафорически как противостояние чего бы то ни было: социальных слоев, отдельных людей или же добра и зла, счастья и горя и так далее. Любое явление имеет противоположное себе, даже больше, нуждается в противоположности, иначе оно теряет смысл по определению.
“Без солнца мы бы не знали, что такое ночь.”
Согласитесь, ведь темнота есть лишь отсутствие света. Противоположности есть разные концы одной шкалы, но главное, что шкала одна. Гераклит утверждает не только взаимную обусловленность противоположностей, но и их тождественность.
“Добро и зло - суть одно.”
Мы сейчас имеем в виду то же, что и Гераклит, когда говорим: “Две стороны одной медали”. Почему же эта мысль в перефразе так актуальна в наши дни и чем она полезна в понимании не только мира, но и нас самих?
Если следовать мыслям Гераклита, то каждая личность заключает в себе все возможные качества, которые только существуют - добро и зло, честность и лживость, активность и пассивность, смелость и трусость и бесконечное множество других.
Так, например, смелость есть в каждом из нас, но у некоторых она находится на обратной стороне шкалы, подобно тому как снижена яркость экрана телефона в ночном режиме. Безнадежной трусости не может быть по определению, ведь ничто не может существовать без противоположности, поведение есть лишь отражение настроек своих личных шкал.
Проявление любой негативной черты в нашем характере не повод для признания собственной несостоятельности, а доказательство наличия в нас противоположного позитивного свойства, которое можно проявить, лишь передвинув “бегунок” по шкале.
На каком делении мы остановим свои “бегунки” в развитии тех или иных качеств - только наш выбор, но можно быть твердо уверенным в том, что в каждом из нас с рождения заложен базовый набор, позволяющий достичь абсолютно любых конфигураций.